Меню Сайта
Форма входа
Категории раздела
Готика [25]
Музыка [5]
Вампиры [9]
Наше Творчество [0]
Статьи написанные людьми с этого сайта)!
Религия [8]
Символы [6]
Мир мертвых [6]
Колдовство в разные эпохи [5]
Смерть [11]
Психические отклонения [6]
Новое на форуме
  • Telegram@MDMA24 МАЙК... (0)
  • ТЕЛЕГА@MDMA24 МАЙКОП... (0)
  • Появление Форума (15)
  • Deform - Мертвая ром... (2)
  • Откуда вы узнали о с... (12)
  • Пробить номер, перех... (0)
  • Курск (1)
  • Москвичам (17)
  • Херки (56)
  • УСЛУГИ ПРОФЕССИОНАЛЬ... (0)
  • Статистика
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Зарег. на сайте
    Всего: 366
    Новых за месяц: 0
    Новых за неделю: 0
    Новых вчера: 0
    Новых сегодня: 0
    Из них
    Администраторов: 4
    Модераторов: 1
    Проверенных: 14
    Обычных юзеров: 347
    Из них
    Парней: 190
    Девушек: 176
    Наш опрос
    Вы верете в вечную любовь...?
    Всего ответов: 204
    __________________


    Понедельник, 20.05.2024, 00:17



    Приветствую Вас Вступивший
    Записи Смерти(Статьи)
    Главная » Статьи » Колдовство в разные эпохи

    Древность
    Вы религиозны? А вы? Как описать религиозное чувство? Что это — выражение экстаза? Или осознание ничтожества и бессилия человека перед лицом вселенской силы? Первобытный человек выражал полноту обуревавших его чувств, восторга перед лицом богов танцами. Кстати, некоторые наблюдатели заявляют, что видели, как крупные африканские человекообразные обезьяны кружатся в экстазе в свете полной луны. Однако не существует четких доказательств того, что какие-либо животные, птицы или насекомые обладают восприятием, которое можно было бы адекватно определить как религиозное чувство. Их эмоциональные процессы — это инстинктивные однообразные реакции, не связанные с какой-либо внешней силой. Только у человека есть религиозный инстинкт. И ни одно известное человеческое общество не обошлось без религиозных верований или религиозных обрядов в той или иной форме. На каком-то этапе они переплетаются, но затем религия резко уходит в одну сторону, а магия — в другую, противоположную.
    Колдовство — это вырожденная форма одной из древнейших стадий религиозных верований и религиозных обрядов. На протяжении всей истории колдовства к нему присоединялись пародии на некоторые более поздние религии. Эти религии соперничали с ним и после длительной борьбы на протяжении жизни многих поколений обычно одерживали над ним верх. Но колдовство — как ни странно — все же продолжает существовать, даже когда многие религии умирают... Историю культа колдовства можно осмыслить только на фоне религиозного развития в целом. 
    История, изучающая доисторический период развития человечества, особенно те его фазы, которые оставили после себя слишком мало материальных следов, — это слишком неточная наука. Когда древние народы призывали Золотой век, когда Руссо говорил о благородном дикаре и даже когда Адам Смит развивал теорию «экономического человека», эти несчастные марионетки воспринимались как некие полезные, но абстрактные формулы без каких бы то ни было исторических притязаний. Однако в наше время антропология и археология соединили свои усилия и представили нам доказательства эволюционной истории человечества. Эти доказательства настолько широки и разнообразны, что историю мог бы с легкостью написать практически любой писатель, если у него есть хоть какой-нибудь тезис для доказательства и если он записан в библиотеку, которая может снабдить его необходимым материалом. Некоторые писатели считают, что религия ведет свое происхождение от снов, которые направляет Бог. По мнению других, в ее основе лежат сны, вызванные физическим нарушением пищеварения. Третьи же считают, что все дело в легкомысленном и поверхностном восприятии призраков и чудес. Но все это слишком легкомысленно, чтобы воспринимать подобные взгляды как догмы. Чрезвычайно трудно не поддаться искушению сделать отсюда вывод о том, что истоки религиозного чувства находятся в рациональном переосмыслении существовавших в древности табу. Более того, если вы примете без доказательств постулат об эволюционном развитии религиозного чувства, идет ли речь о Боге или о побуждении к жизни, тогда все дальнейшее сводится к простому повторению тех же процессов. Это, вероятно, будет менее привлекательно с эстетической точки зрения, чем в религии древних греков, зато не всегда столь же противоречиво, как у древних евреев в Книге Бытия.
    Современная антропологическая трактовка, если изложить ее очень коротко, состоит в следующем. Животное — проточеловек или человекообразная обезьяна — первоначально было озабо-Наиболее высокоразвитым аппара- чено проблемами добывания пищи, сектам для совместных действий суального удовлетворения и самосохра-обладают некоторые виды нения (здесь еще не идет речь о само-насекомых. продолжении, так как идея бессмертия
    получит развитие позже). Эти доминирующие чувства ощущает вся община в целом. В результате возникают эмоциональные узы, и потребности удовлетворяются путем совместных действий, направленных на достижение общих целей. 
    По всей вероятности, наиболее высокоразвитым аппаратом для этого обладают некоторые виды насекомых*.

    --------------------------------
    * Муравьи, очевидно, общаются между собой на больших расстояниях. То же самое, возможно, делают и некоторые человекообразные обезьяны. Так или иначе, у них есть определенные телепатические или им подобные средства связи. Т.Х. Хаксли пишет об утятах, которые и понятия не имеют об особой опасности до тех пор, пока их матери не позволят находиться рядом с ними и она немедленно не передаст им всем чувство страха. Если в загон для свиней ввести электрические провода, а впоследствии убрать их, после этого часто бывает трудно заставить молодых свиней пересечь линию, где прежде находились провода. Клаатш сообщает о том, что и в наши дни примитивные племена, казалось бы, все еще имеют некие необъяснимые средства связи на расстоянии — подсознательные средства, а также такие хорошо известные системы, как свист и барабанный бой. 
    Однако у некоторых приматов (наверное, благодаря тому, что им повезло с климатом) развилась рука — чрезвычайно полезное новое техническое приспособление. Другие же приматы, частично по причине того, что их обитание ограничивалось лесами, оставались неизменными либо вырождались.
    На этом этапе коллективная эмоциональная связь стала настолько сильной, что индивиды, отделенные от группы, могли погибнуть, даже если бы в их распоряжении была идентичная пища и другие удовольствия.
    Если один член такой группы предпринимает какие-то действия, скажем, чтобы достать пищу, другие члены группы иногда совершают движения, согласованные с его движениями. Например, человекообразная обезьяна пытается достать банан, который для нее недоступен. Другие обезьяны тоже протягивают лапы и напрягаются вместе с ней, пытаясь помочь. При этом они совсем не обязательно двигаются с места. Это — типично человеческая реакция, когда человек нажимает на воображаемые тормоза, пытаясь помочь водителю, попавшему в автомобильную аварию, или бьет кулаком в воздух, чтобы подсобить боксеру на ринге, за которого он болеет.
    Некоторые антропологи считают, что именно такие сочувственные движения и положили начало танцу. Так или иначе, танец — это чрезвычайно раннее выражение эмоционального и ритмического единства членов группы. В нем получает возможность высвобождения полная сила нервной идентификации. Впоследствии, когда появилась индивидуальность, танец предоставляет средства, позволяющие избавиться от этого болезненного приобретения и снова сделаться частью общего группового процесса высвобождения энергии. Религия — это связь индивидуума с космосом, а космос вначале воспринимается только как группа. Религия развивается вместе с развитием танца. Так как религия исторически формировалась в длительной борьбе между рационально-аскетическим и эмоционально-эротическим началами, танец практически превратился в разделяющую их линию. Ниже будет показано, как танец идентифицировался с феями, ведьмами и старинными культами плодородия и из-за этого нередко подвергается ожесточенным нападкам католической церкви и еще более неистовым нападкам пуритан. В наше время танец все еще по традиции рассматривается как средство для физического высвобождения энергии. Люди исповедующие аскетизм, относятся к нему неодобрительно и считают его расточительной растратой энергии. Авторитарное государство, предпочитающее, чтобы его подданные кружились на строевых учениях, считает, что танец этТо проявление индивидуализма и потворство низменным желаниям.Итак, первоначально человек периода протопалеолита представлял собой групповое создание, обладающее групповым чувством. Основной мотивацией для него были главным образом стремления к пище, сексу и самосохранению. Такой человек мог реализовать чувство психологического единства со своей группой главным образом посредством танца.
    «Танец и движение присущи вселенной, — утверждает Тед Эндрюс*. — Грациозно извиваются растения. Они поворачиваются навстречу солнцу, ритмично колышутся на ветру, принимая самые причудливые формы. У птиц свой язык поз и движений. Они расправляют крылья, выражая угрозу или исполняя брачный танец. Танец животных демонстрирует их силу, агрессию или любовные заигрывания.
    --------------------------
    Тед Эндрюс. Магия Танца. Киев, 1996.
    Тело человека создано для движения, которое так же естественно и необходимо для жизни, как и дыхание. Как и дыхание, движение дает нам энергию, позволяет выйти за пределы обыденного восприятия. Движение уравновешивает, исцеляет, пробуждает энергию и наполняет ею. Оно порождает психическую энергию, необходимую для обретения силы, духовного совершенствования, для жизни и даже для смерти. Цель любых физических ритуальных действий — направление и сосредоточение сознания. Люди обладают удивительной способностью блокировать процесс духовного роста. Управляемое физическое действо, например танец, может помочь нам преодолеть эту тенденцию. Танец соединяет наши физические возможности и энергию с духовными устремлениями и помогает нам сохранять контакт с высшими жизненными силами.
    Танец способствует взаимодействию полушарий головного мозга, соединяя интуитивное и рациональное. Каждое движение и жест приводят к электрическим изменениям в теле и мозге. Во время магического танца задействованы более тонкие уровни восприятия.
    Центральная нервная и мышечная системы преобразуют музыкальные ритмы в форму движения, что позволяет нам расширить традиционное восприятие мира^ В прошлом бывали случаи, когда люди становились одержимыми ритмом. Примеры тому можно найти в религии вуду Карибского региона. Нам же следует научиться управлять ритмом в гармонии с внутренним миром.
    Танец — Это всего лишь движения тела, которые индивидуальны для каждого из нас. Они характеризуют нас, подчеркивают индивидуальные черты. Движения тела как бы соединяют внешний мир человека с внутренним и слу- х жат мостиком между ним и его божественной сущностью. Для того чтобы движения тела обладали силой, ими нужно научиться управлять».
    Постепенно, по прошествии некоторого не поддающегося определению периода времени, начинает развиваться чувство личной индивидуальности. С его развитием структура группы меняется. От матриархата, в котором господствовали женщины, общество впервые переходит к патриархату, и в нем начинают господствовать мужчины. Однако этот процесс имеет огромную протяженность во времени. Он не обязательно проходит одинаково повсюду, где существуют рассеянные островки человеческой деятельности, отделенные друг от друга сотнями миль топей и лесов, и в узком поясе биологически обитаемого мира.
    Так или иначе, старые представления времен матриархата еще продолжают существовать. Это представления о матери, которая ходит вокруг огня, о котле, который символизирует дом, пищу и тепло, а также о самом огне. Мифы об огне все еще сохраняются.
    Индивидуальность порождает чувство одиночества и страха. Из-за этого страха перед индивидуальностью отдельные люди снова возвращаются в группу, к уже известному им способу высвобождения энергии — к экстазу танца. Танцем руководят старшие мужчины или старшие женщины группы. Возможно, именно они и были первыми жрецами, колдунами и адептами.
    Первоначально танец был связан с добыванием пищи, и его движения имитировали движения человека, подкрадывающегося к дичи и убивающего ее. Однако личное одиночество и попытка разрешить эту проблему путем возобновления идентификации с другими людьми приводят к озабоченности проблемой секса. Личный сексуальный мотив соединяется с заинтересованностью группы в плодовитости, которая необходима для увеличения поголовья скота. Танец плодородия, с одной стороны, становится эмоциональным переживанием для отдельной личности, индивидуальным способом высвобождения энергии и разрешения проблем. С другой стороны, это групповой обычай, коллективное физическое упражнение, направленное на достижение общей цели. («Для того чтобы танец стал магическим, мы должны научиться двигаться с определенной целью. Танец дает возможность сконцентрировать и ощутить энергию, а затем использовать ее в любых видах нашей жизнедеятельности. Оба полушария нашего мозга обладают своими особенностями, и каждое обеспечивает доступ к силе, которую мы можем научиться использовать. Объединяясь, силы двух полушарий порождают третью силу, к которой мы не имеем доступа, но именно с ее помощью наша личная энергия вступает в резонанс с ритмами и силами вселенной. Эта сила эффективно проявляется в танцах*».)
    -----------------------------------
    Тед Эндрюс. Там же.
    Единственный человек, который может созвать соплеменников на танец и руководить ими, — это жрец, или колдун, или знахарь. Вот вам и готовая структура для возникновения религии, хотя ее трансцендентальный аспект должен был появиться только в будущем.
    В это время развивающееся осознание внешнего мира привело к возникновению анимизма* и общего культа явлений природы, в том числе культа предков. 
    ------------------------
    * Анимизм — представление первобытных народов, согласно которому каждая вещь имеет свой дух, душу; одухотворение сил и явлений природы. Анимизм лежит в основе религиозных верований (прим, перев.). 
    Проявления этого культа можно наблюдать даже у человекообразных обезьян. Он проявлялся во временном бойкоте женщин и имущества умершего патриарха группы. Человек все еще остается частью природы, но его страшит то, что он все дальше уходит от нее, и он всеми средствами стремится сохранить идентификацию с ней. Он делает жертвоприношения деревьям и особенно настойчиво старается идентифицировать себя с животным миром, от которого он уходит. Ему уже свойственны самопознание и сексуальное сознание, и он страстно стремится вернуться в Эдем. На какое-то время ему это удается с помощью танцев и религиозных обрядов. Однако постепенно это все больше превращается в обман. Когда это превращается в обман слишком сознательно и начинает соперничать с более поздними системами религиозных верований, это становится суеверием и остается в истории под названием «магия».
    Однако в течение некоторого времени это не более чем надувательство, которое колдун тщательно хранит в тайне. Колдун и сам является членом группы. Он рационализирует движения членов группы и занимается тем, что превращает сознательность в совесть. Уровень организации должен все время повышаться, так как группа численно увеличивается по сравнению со своим первоначальным составом. Позже будет показано, что наиболее эффективная физическая численность участников группы должна составлять примерно двенадцать человек. В качестве примеров можно привести кружок апостолов, шабаш ведьм, рыцарей Круглого стола и даже команды во многих организованных спортивных играх.
    В течение некоторого периода мировой истории среди древних религиозных верований человечества доминируют фаллические религии с ритуалами плодородия. Этими ритуалами руководили колдуны, которые разумно обосновали потребность людей в танце. Танец позволяет потерявшемуся индивидууму вновь воссоединиться с физически удовлетворенной группой. Женщина по-прежнему занимает чрезвычайно важное положение. Она — хранительница традиций, дома и домашнего очага. Кроме того, она сама по себе является символом сексуальной плодовитости.
    В происхождении культа ведьмы культы животных играют столь важную роль, что здесь стоит специально упомянуть о них. Ниже они снова будут подробно рассматриваться как составная часть культа ведьмы периода средневековья.
    Для крупных млекопитающих эпохи палеолита человек, видимо, играл роль шакала. Он съедал то, что оставалось после таких сохранившихся чудес природы, как саблезубый тигр. Возможно, люди, словно какие-то гиеноподоб-ные пастухи, следовали за табунами диких лошадей.
    «...главная, характеризующая всех троглодитид и отличающая их экологическая черта — это некрофагия (трупоедение), — утверждает Борис Диденко*. — Один из корней ложного постулата, отождествляющего троглодитид с людьми, состоит в том, что им приписали охоту на крупных животных. Отбросить же эту запутывающую дело гипотезу мешают предубеждения. То, что наши предки занимались «трупоядением», оказывается, видите ли, унизительным для их потомков. 
    --------------------------
    * Цивилизация каннибалов. М.: Поматур, 1999. С. 10—11. 
    Но надо вспомнить, что есть не труп вообще невозможно, разве что сосать из жил живую кровь или паразитировать на внутренних органах. Наша современная мясная пища является все тем же трупоядением — поеданием мяса животных, убитых, правда, не нами, а где-то на бойне, возможно в другой даже части света, откуда «труп» везли в рефрижераторе. Так что нетрупоядными, строго говоря, являются только лишь вампиры (например, комары) и паразиты (типа глистов, вшей, клещей), питающиеся с «живого стола».
    Так что можно безоговорочно признать тезис о гоминидах-охотниках неправомерным, находящимся в отдаленном родстве с мифом о Золотом веке. Все эти людские самооправдания и самовозвеличивания очень долго прикрывали истинный образ нашего предка: «падальщика», «трупоеда», «некрофа-га». Человек почему-то должен был явиться, а не развиться; ханжескому человеческому сознанию требовался «акт творения», и он (этот акт) был сотворен. Это оказалось сделать проще, нежели кропотливо заниматься вопросом антропогенеза.
    Та ветвь приматов, которая начала специализироваться преимущественно на раскалывании костей крупных животных, должна была стать по своей морфологии прямоходящей. В высокой траве и в кустарниках для обзора местности необходимо было выпрямляться, тем более для закидывания головы назад, когда по полету хищных птиц высматривалось местонахождение искомых ос танков. Но этому примату надо было также нести кости или камни Двуно" гость обеспечивала высокую скорость бега, возможность хорошо передвигаться в скалах, плавать в воде, перепрыгивать через что-либо.
    Это были всеядные, в немалой степени растительноядные, но преимущественно плотоядные высшие приматы, пользующиеся обкалываемыми камнями как компенсацией недостающих им анатомических органов для расчленения костяков и разбивания крупных костей животных и для соскребывания с них остатков мяса. Однако для умерщвления животных никаких ни анатомоморфо-логических, ни нейрофизиологических новообразований у них не было.
    Так что Троглодитиды включились в биосферу не как конкуренты убийц, а лишь как конкуренты зверей, птиц и насекомых, поедавших «падаль», и даже поначалу как потребители кое-чего остававшегося от них. Троглодитиды ни в малейшей степени не были охотниками, хищниками, убийцами, хотя и были с самого начала в значительной степени плотоядными, что составляет их отличительную экологическую черту сравнительно со всеми высшими обезьянами. Разумеется, при этом они сохранили и подсобную растительноядность. И не существует никакой аргументации в пользу существования охоты на крупных животных в нижнем и среднем палеолите. Троглодитиды, начиная с австрало-питековых и кончая палеоантроповыми, умели лишь находить и осваивать костяки и трупы умерших и убитых хищниками животных.
    Впрочем, и это было для высших приматов поразительно сложной адаптацией. Ни зубная система, ни ногти, так же как жевательные мышцы и пищеварительный аппарат, не были приспособлены к подобному «трудовому занятию». Овладеть же костным и головным мозгом и пробить толстые кожные покровы помог лишь ароморфоз, восходящий к инстинкту разбивания камнями твердых оболочек у орехов, моллюсков, рептилий, проявляющийся повсеместно и в филогенезе обезьян».
    На далеком севере жили мустерианцы, люди-олени.* 
    ------------------------
    * Существовали также люди-медведи, которые сохраняли медвежьи шкуры, считая что они обеспечивают религиозную защиту. То же самое делают в наше время хайриайну в японии. Считается, что мустерианская культура существовала в течение нескольких тысяч лет и ведет свое начало примерно с 13000 г. до н. э. Однако попытки датирования таких древних явлени весьма неточны и в конце концов рассыпаются (прим, автора). 
    Они так же зависели от передвижения северных оленей, как эскимосы зависели от тюленей или североамериканские индейцы — от буйволов. Впоследствии в истории были целые общества, экономическое существование которых зависело, к примеру, от косяков тунца или поголовья стада овец. Когда животные впервые видят человека, они нередко оказываются довольно ручными и доверчивыми, и их можно истреблять так же легко, как истребляли дружелюбных туземцев в восемнадцатом столетии. Возможно, когда-то были эффективны те методы охоты, которые изображены в настенной живописи бушменов или людей эпохи палеолита. Эти приемы заключаются в том, что люди маскируются, чтобы стать похожими на животных, и тогда их проще убивать.
    Однако на самом деле взаимоотношения людей с животными были гораздо более тесными. Существовало настоящее физическое родство между человеческой группой и животными — ведь жизнь людей была неразрывно связана с жизнью животных. Существовала даже еще более тесная физическая близость, чем мы способны непосредственно представить себе. Клаатш приводит примеры того, как в наше время женщины примитивных народов кормят грудью, к примеру, детенышей бабуина. После таких примеров несколько менее отталкивающей кажется история, приводившая в такой ужас европейцев. Эта история обстоятельно излагалась на страницах «Кембриджской истории современной Европы». Она повествует о нравах дореволюционных русских аристократов, которые заставляли крестьянских женщин выкармливать грудью щенков охотничьих собак.
    Считалось, что если пить кровь животного-тотема, то можно было приобрести его силу, ловкость и другие желанные качества. Это действовало особенно эффективно, когда животное, ставшее теперь символом божества, приносили в жертву. Для профилактики желательно было искупаться в его крови, как это делали Зигфрид или Митра. В качестве примеров пережитков этих древних обычаев можно упомянуть торжества в честь зажаривания быка или барана, проводившиеся в Англии вплоть до наших дней. Так, в 1938 г. радиостанция Би-Би-Си передавала репортаж о празднике зажаривания барана в Кингстайнтоне, в графстве Девоншир. В годы войны этот обычай, естественно, исчез. Столь же наглядный пример — огромные состояния, нажитые торговцами эссенциями, изготовленными из внутренностей быка, и их настойчивая реклама.
    Надвигался четвертый ледниковый период. Он нес с собой холод, и человек эпохи палеолита прятался от холода в пещерах. 
    Там он лепил или рисовал животных, за счет которых жил. Эти изображения были эстетическим выражением хозяйственных потребностей. Такое сочетание впоследствии легло в основу религиозных обрядов. Танцами отмечали праздники быка, оленя или козла, причем танцевали в шкурах соответствующих животных. Танцем руководил жрец-бог. Его теперь идентифицировали с тем животным, которого он изображал. Он подражал повадкам этого животного, носил его шкуру, а голова его было покрыта изображением головы животного. Сами поклонники культа тоже на время превращались в этих животных. Это явление можно наблюдать и в наши дни у представителей некоторых племен в Австралии и других частях света. Люди лаяли, хрюкали или визжали, а позже даже спаривались в знак солидарности, магической близости к животному-тотему. «Божество» в конце концов убивали. Но избегали об этом распространяться.
    Люди испытывали перед животными страх. У птиц они подмечали природную способность предупреждать друг друга об опасности и другие необычайные качества. Все это приводило к еще большему почитанию и обожествлению тотемов. Однако настоящей причиной поклонения животному-тотему оставалась тесная психологическая и хозяйственная связь с ним. Это и было наиболее очевидным выражением ранних форм религии.
    Магическая сторона религии развивалась и культивировалась в Египте, где также существовал тотем верховного божества. Верховное божество представляло собой концепцию, в которой чрезвычайно развитая система нервного и психологического контроля соединялась с простой физической реальностью, которая могла привлекать обычного человека в храме. Несмотря на укрепление власти жрецов, усиление аскетического начала, появление идеи бессмертия и незрелых зачатков монотеизма, культы животных и табу* просуществовали в течение тысячелетий. 
    -------------------------
    * Табу — у первобытных народов — религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т.п., нарушение которого неминуемо влечет жестокую кару со стороны сверхъестественных сил (прим, перев.). 
    По мере удаления от влияния египетской сферы они сохранялись в еще более примитивных формах — таких, как карнавалы древних религий, фольклор, вера в превращение человека в волка и вообще в призраки и особенно как составная часть культа ведьмы.
    Первоначально человек обладал высокой физической чувствительностью, которую обычные люди утратили в ходе развития материальной цивилизации и совершенствования интеллекта. Но под действием специальных стимулов человек мог отбросить личную индивидуальность и снова смешаться с группой или, иными словами, приобретал универсальное сознание, находясь в состоянии, отдаленно напоминающем гипнотическое. В наше время подобные явления можно наблюдать у некоторых туземных народов, хотя у них эти способности сохранились в вырожденной форме.
    Приблизительно 25000 лет назад в мире жило не слишком много людей. Обитаемый мир представлял собой полосу между тропиками Африки и южной Азией, а ледниковые и субледниковые области Европы и северной Азии были слишком малы. Появляется все больше доказательств, свидетельствующих о том, что существовало общение между рассеянными группами людей, независимо от того, скрещивались они друг с другом или нет. При подобном скрещивании могли проявляться эволюционные мутации, ведущие к упадку и вырождению, — такими были, к примеру, неандертальцы и прочие. Люди были друг для друга либо просто современниками, либо легендарными великанами-людоедами. Потом ледники отступили, и темный волосатый маленький человечек эпохи палеолита покинул пещеры и последовал за своими стадами на новые пастбища. Во время этих переходов вместе с ним путешествовали морские раковины, а также кремневые орудия и сельскохозяйственные культуры. Хотя в действительности у разных народов детали табу, вероятно, отличались, а культы были посвящены разным животным, тем не менее в основе всех этих явления лежат схожие процессы, и все они приводят к схожим физическим состояниям.
    Тем временем мир расширялся, и разные культуры все больше отдалялись друг от друга. И главное, формировалась и все более четко обозначалась индивидуальная личность. Возможность высвобождения психической энергии все теснее была связана с организованными обрядами. Такое высвобождение уже можно назвать религиозным, если оно проводится добросовестно и не связано с самосознанием. Но оно становится магическим, если сознательно нацеливается именно на индивидуальное высвобождение. Религия, которая дает, стала все больше отличаться от магии, которая берет.
    В Египте достигла своего расцвета наиболее высокоразвитая из древних культур. В дельте Нила выросло цивилизованное общество, которое либо развивалось параллельно с существовавшими повсюду охотничьими и пастушескими общинами, либо образовалось из них путем эволюционного развития. Впрочем, то же самое происходило и в других частях обитаемого мира в дельтах крупных рек. Это общество было сконцентрировано на возделывании сельскохозяйственных культур. Таким образом, это была оседлая культура. В Египте процветали искусства, а индивидуальная личность получила дальнейшее развитие. Правда, огромные массы людей все еще оставались рабами. Они были лишены интенсивной личной жизни, хотя, с другой стороны, им было недоступно и групповое единство более древних эпох. Психологическим центром для них был фараон, царь-бог, а психологической компенсацией — религия, воплощением которой были жрецы.
    Фараона окружала целая иерархия адептов, правивших вместе с ним. Это были аскеты, проповедовавшие прежде всего доктрину бессмертия. Они утверждали, что этот мир - всего лишь неизбежное и некомфортное путешествие в следующий мир. Однако при этом они по-прежнему были довольно тесно связаны с древними фаллическими эмоциональными центрами чувств и традиций. Это позволило им выработать такие религиозные обряды, которые были понятны огромному количеству людей. Благодаря этому им удавалось сохранять свое могущество. Ко времени упадка их системы она успела распространиться во всем населенном мире.
    Власть жрецов в Египте можно кратко описать как три аспекта контроля. Такое подразделение в наше время упоминалось применительно к французской западноафриканской магии, которая была последним и выродившимся напоминанием об общем происхождении.
    Первый аспект контроля — тотемистический, а именно контроль над животными.
    Исторически египетская религия развилась как совокупность тотемистических культов множества разных племен. В течение долгого времени главенствующее положение занимал Гор, бог-ястреб. Когда-то он был тотемом одного из самых могущественных племен. Но впоследствии он, подобно всем другим богам, безнадежно смешался с общей неразберихой, в которую входили боги солнца, боги неба, боги-змеи, а также множество антропоморфных богов. Таким образом, возникла настоящая антропоморфная путаница, основанная на компромиссах. Нил и Луна стали чрезвычайно важными символами. Верховные боги, Озирис и Ра, представляли собой одно и то же воплощение солнца, но только у разных племен и под разными наименованиями. Боги и богини были разделены на триады, среди которых в поздний период развития древнеегипетской религии наиболее важной была триада, состоявшая из Озириса, Изи-ды и Гора. И наконец, сама Изида была воплощением древней концепции материнства и сексуальности.
    И все же животный символизм сохранялся. Жрецы при случае все еще надевали маски животных. Животное-тотем — бык, свинья, козел или змея — оставалось священным, и даже сам фараон в торжественных случаях носил на поясе бычий хвост.

    Некоторые религиозные празднества приурочивали к периоду спаривания у животных, а другие — ко времени сева или уборки урожая. Такая идентификация обеспечивала власть над животными. Конечно, это уже не было непосредственное общение с животными, характерное для более древних времен или для менее развитых в культурном отношении цивилизации. Тем не менее люди интересовались животными и их жизнедеятельностью, особенно их плодовитостью. Во время религиозных обрядов о животных как объектах жертвоприношения особенно заботились, и такая забота создавала особое физическое поле. В древнем Египте были известны также и такие хитрости, как распространившееся впоследствии на Востоке заклинание змей. Придворные колдуны нередко демонстрировали перед фараонами свое умение заставить змею оставаться неподвижной. Моисею это удавалось еще лучше, хотя при нем это еще в большей степени было хитростью, или магией (если вы разделяете и христианскую традицию, и взгляды профессора Фрейда и считаете его исторической личностью). Он был сторонником нового монотеизма и оплакивал символ золотого тельца, хотя в то же время заставлял приносить в жертву невинных ягнят.
    В более поздних культах празднества, посвященные животным, нередко принимали именно ту форму, которая впервые утвердилась в древнем Египте. Второй аспект контроля жрецов — это физиологический контроль, а именно сверхъестественный контроль над телом. Эти чудодейственные способности — наиболее поразительное подтверждение действенности египетской системы. Это была традиция античных народов, которая действительно существовала в Египте. Исторически сложилось так, что большинство других систем во всем мире многим обязаны египетским традициям. Упомянутые выше необычайные способности состояли главным образом в том, что при помощи физических средств удавалось добиться сверхъестественного контроля над телом. Благодаря этому были возможны обезболивание, оживление повешенного и сверхъестественная сопротивляемость травмам.
    Такие способности существуют и в наши дни. Они приводят в восторг спиритуалистов (можно было бы предположить, что это довольно нелогично), а фотографов — в отчаяние. Однако нет сомнений, что в некоторых экстатических состояниях тело действительно становится нечувствительным к физическим повреждениям. Несомненно, чаще всего это просто результат обыкновенных механических трюков либо особого патологического состояния (два желудка или ненормальная кожа). Глядя на некоторых восточных демонстраторов чудес, трудно поверить в их особую духовную силу. Ну как можно поверить, к примеру, в мистическую чистоту такого великолепного персонажа, как «несгораемая дама Бартоломью Фэйра»? В 1814 году эта женщина приводила в восторг любопытных тем, что клала расплавленный свинец себе в рот, совала руку в огонь и мыла руки «не только в кипящей воде, но даже в кипящем свинце и концентрированной азотной кислоте».
    Тем не менее приобрести временную нечувствительность к огню или к боли без вспомогательных механических средств, очевидно, все же возможно. Такой нечувствительности достигают туземцы в состоянии сверхъестественного безумия. Ее использовал также христианский святой, претерпевший великие муки за свою веру. Она помогала мученикам всех религий. Все это заставляет задуматься о том, не было ли какой-то рациональной основы, позволяющей объяснить, как это некоторым людям удавалось сохранить свою веру даже при испытании огнем. В свое время пойдет речь о ведьмах и об их нечувствительности к пыткам. В качестве других примеров можно привести ессеев*, которые поражали римлян своей способностью переносить ужасающую боль, дервишей-суфистов, которые вонзали ножи себе в щеки или в бедра и вытаскивали их обратно с видимым удовольствием. 
    ---------------------------------
    Члены секты ессеев в Иудее (прим, перее.).
    Здесь же следует упомянуть о людях, искусно жонглирующих раскаленными добела железными шариками, танцующих в пламени, мешающих руками кипящую воду, вдыхающих аммиак, глотающих разбитое стекло и т. п. Все это, а также другие еще более замечательные вещи проделывают приверженцы секты вуду в Вест-Индии.
    Смысл всего этого заключается в следующем. Субъект добровольно, иногда с помощью шамана или колдуна, входит в состояние самоинтоксикации. Для него это способ ухода в мистический внеличностный мир. Это искусственно вызванное состояние можно назвать освобождением от самого себя или возвращением в другой мир. Это религиозно-магическая формула бегства от человечества в упрощенное субчеловеческое сознание. Так что это не просто физический стоицизм.
    Когда мы будем говорить о шабаше ведьм, параллели с другими явлениями подобного типа станут более очевидными. Пока же достаточно подчеркнуть, что египетские жрецы зашифровали способы достижения такого освобождения и передавали их из поколения в поколение. Жрецы обладали способностями к гипнозу, телепатии, внушению и самовнушению. Они даже умели оперировать на расстоянии, как в наше время африканские шаманы. То же самое делал иногда один христианский святой. Не вызывает сомнений, что жрецы, воздействуя на расстоянии, могли добиваться появления на теле человека стигм, т.е. рубцов от ударов кнутом. Мир все дальше уходил от подсознательного или сверхсознательного животного, а общество становилось все более рационалистическим. И в этом мире жрецы сумели сохранить рецепты достижения экстаза и освобождения в другом поле сознания и умело манипулировали этими рецептами.
    Третий аспект контроля, сформулированный в Египте, — это особый психологический контроль, результатом которого было отделенное сознание.
    Помимо того что египетская система имела крайние проявления, это была еще и мистическая система, позволявшая очистить тело и изолировать дух. Сочетанием высокой духовной дисциплины и обостренного физического восприятия она чем-то напоминает современную систему йоги. Так, например, деятельность желез внутренней секреции и их важность для о
    Категория: Колдовство в разные эпохи | Добавил: P†ereks (12.03.2009)
    Просмотров: 730 | Комментарии: 1 | Теги: Колдовство, Записи Смерти, статьи | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Меню Сайта
    Друзья Сайта
    Неформальные души Готический портал

    Топ готических сайтов рунета сyber industrial community

    Реклама
    GreenHouse Studio© 2024 by Ptereks |
    регистрация сайта в каталогах