Меню Сайта
Форма входа
Категории раздела
Готическая Живопись [8]
Готика в России [1]
Все о зарождении и развитии готики в России
Готика в Одежде [2]
Все о готическом стиле в одежде.
История Готики [3]
Немного о Готах [5]
Разное [6]
Новое на форуме
  • Telegram@MDMA24 МАЙК... (0)
  • ТЕЛЕГА@MDMA24 МАЙКОП... (0)
  • Появление Форума (15)
  • Deform - Мертвая ром... (2)
  • Откуда вы узнали о с... (12)
  • Пробить номер, перех... (0)
  • Курск (1)
  • Москвичам (17)
  • Херки (56)
  • УСЛУГИ ПРОФЕССИОНАЛЬ... (0)
  • Статистика
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Зарег. на сайте
    Всего: 366
    Новых за месяц: 0
    Новых за неделю: 0
    Новых вчера: 0
    Новых сегодня: 0
    Из них
    Администраторов: 4
    Модераторов: 1
    Проверенных: 14
    Обычных юзеров: 347
    Из них
    Парней: 190
    Девушек: 176
    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 203
    __________________


    Четверг, 02.05.2024, 13:17



    Приветствую Вас Вступивший
    Записи Смерти(Статьи)
    Главная » Статьи » Готика » Готическая Живопись

    Эренфрид Клуккерт. Субъективность, красота и природа: средневековые теории искусства
    Средневековое понимание искусства, а следовательно, и те изменения, которые претерпевали формы и структура искусства, определялись тремя факторами: субъективным восприятием художника, представлением о прекрасном и открытием того, что природа может служить достойным источником эстетического и эмоционального опыта. 

    Распространенное представление о том, что средневековый художник, служа Богу своим талантом, воспринимал себя как божественное орудие, не вполне точно. Средневековая живопись бы- ла не просто отражением сверхъестественного, но подчас и изображением земного мира с его обыденными вещами и повседневными событиями. 

    В заглавии романа Умберто Эко “Имя розы” содержится аллюзия на эту тенденцию средневековых мастеров наблюдать за отдельно взятыми объектами и размышлять об их реальности. В этом романе уделено много внимания одной из центральных философских проблем Средневековья – проблеме универсалий. Для реалистов, таких, как Ансельм Кентерберийский (1033 – 1109), реальность вещи зависела от общего понятия (универсалии), которую зта вещь представляла; таким образом, универсалии представлялись “более реальными”, нежели единичные предметы. 

    С другой стороны, номиналисты, такие, как Росцелин из Компьежа (ок. 1050-1123/1125) и Пьер Абеляр (1079 – 1142), полагали, что общие понятия суть не более чем слова, или nomina (имена), т. е. интеллектуальные абстракции. Для номиналистов реально существующими были только единичные вещи. “Имя” розы было не реальностью, а всего лишь общим обозначением. Роза становится реальной только в качестве “единичной вещи”. 

    Эта дискуссия о смысле реальности свидетельствует о том, что значимость природы и обыденного опыта постепенно возрастала. Спор между номиналистами и реалистами был тесно связан со средневековой трактовкой античной философии, в первую очередь – работ Аристотеля. Главной фигурой в данном контексте является святой Фома Аквинский (1221 – 1274), чья филрсофская система во многом опиралась на логический и систематический характер заново открытой Аристотелевой философии. 

    Согласно Фоме Аквинскому произведение искусства – это всего лишь зеркальное отражение материального мира, который, в свою очередь, является метафорой божественного космоса. В первом томе своего главного трактата “Сумма теологии”, который часто называют величайшим философским трудом Средневековья, Фома Аквинский заявляет, что человеческие чувства стремятся к порядку и гармонии и ищут их в природе; красота доставляет нам наслаждение по той причине, что наши чувства воспринимают ее внутреннюю гармонию. Из этого Фома делает вывод, что необходимые предпосылки прекрасного – совершенство, равновесие и ясность. 

    Художник должен придавать своему творению “наилучшую для него материальную форму” в согласии с функцией этого творения. “Мастер делает пилу из железа, чтобы ею можно было пилить. Ему и в голову не приходит сделать ее из стекла – материала, несомненно, более красивого, – ибо такая красота помешала бы пользоваться пилой”. 

    С одной стороны, Фома Аквинский связывает понятие прекрасного с субьективным суждением мастера (художник и ремесленник в то время еще не считались представителями разных профессий) и предположительно зрителя. Выражаясь современным языком, он искал характеристики прекрасного в субьективных представлениях наблюдателя. Но, с другой стороны, Фома ограничивает роль субъективности; строго личный подход к оценке красоты той или иной вещи не должен вступать в противоречие: пригодностью этой вещи для практического употребления. Иными словами, и опять-таки формулируя мысль Фомы Аквинского в современных понятиях, – сотворение предмета и наша субъективная реакция на него всегда должны оцениваться с точки зрения его потенциальной практичности. 

    Проблему универсалий Фома Аквинский трактовал достаточно вольно. Вслед за номиналистами он утверждал реальность единичных вещей, но признавал ее лишь в той мере, в какой эти вещи могут быть возведены к универсалиям. Божественная вселенная реальна, равно как и те единичные вещи, которые соотносятся с творением Бога. 

    Признание реальности единичных вещей явилось плодом возросшего интереса к эмпирике, стимулом для которого служило все более близкое знакомство с учением Аристотеля. В связи с этим любопытно, что формальное расположение фигур на готических картинах, как правило, остается традиционным. Изменения же происходят в области трактовки самих фигур: живописцы все активнее стремятся к индивидуализации персонажей. 

    Единичная фигура, помещенная, к примеру, в ангельский сонм, окружающий Деву Марию, или в массовую сцену Страшного Суда, прописывается более детально и приобретает индивидуальные черты. Лица становятся узнаваемыми; жесты выделяют персонаж из группы, становясь соответственно более сложными. 

    Для святого Фомы Аквинского прекрасное было средством познания истины и добра; залогом тому служило руководящее чувствами человека природное влечение к гармонии. Таким образом, delectatur in rebus (“удовольствие в вещах”) приписывалось скорее сфере познания, нежели области ощущений. Фома Аквинский никогда не рассуждал в данном контексте о чистом ощущении. 

    Напротив, итальянский поэт и ученый Франческо Петрарка (1304 – 1374) размышлял об удовольствии, доставляемом красотой, в терминах ощущений и чувствительности. Предположительно именно он первым воздал должное реальному пейзажу как эстетическому и эмоциональному объекту. 

    Прекрасно сознавая, что “пересекает духовный Рубикон”, Петрарка принял решение подняться на гору Вента в Южной Франции. В письме 1336 года он описал ощущения, которые охватили его при виде величественной панорамы, открывшейся с вершины этого горного пика. “Мнилось, до Альп, увенчанных снегами и льдами, подать рукой – но как же они были далеки! Вдохнуть воздух Италии казалось мне легче, чем рассмотреть ее отсюда, и неудержимое желание увидеть вновь моих друзей и родину пробудилось во мне”. 

    Этим своим поступком Петрарка способствовал введению пейзажа в репертуар живописных жанров. Из простого фона, на котором разворачивались библейские события, пейзаж превратился в самостоятельный эстетический объект, способный затронуть душу зрителя. Постепенно традиционные христианские темы, такие, как “Распятие”, “Оплакивание Христа” или “Отдых на пути в Египет”, стали включаться в пейзаж, который представал во всем своем многообразии – с такими обыденными, мирскими объектами, как реки, горы, леса и поля. 

    Замкнутые помещения на картинах, изображающих Рождество Девы Марии или Благовещение, теперь обрели окна, за которыми открывались обширные пейзажные панорамы, как если бы событие, представленное живописцем, совершалось в доме на вершине холма. Вид из окна стал пейзажем. 

    Эмоциональную окраску приобрели даже произведения, в которых взаимосвязь живописного пространства с темой восходила к христианской идее спасения – идее, охватывавшей “все мироздание”. Хорошо знакомые людям той эпохи предметы, животные, растения формировали привычную, обыденную сцену, с которой зритель без труда мог установить личный контакт. И даже интимное изображение Богоматери, кормящей грудью Младенца Христа, – иконографический тип, известный как “Кормящая Мадонна” (Madonna Lactans), – также, вероятно, способствовал укреплению эмоциональной связи между верующим и предметом изображения.

    Категория: Готическая Живопись | Добавил: darkportal (20.10.2008)
    Просмотров: 999 | Комментарии: 4 | Теги: Записи Смерти, статьи, Готическая Живопись | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Меню Сайта
    Друзья Сайта
    Неформальные души Готический портал

    Топ готических сайтов рунета сyber industrial community

    Реклама
    GreenHouse Studio© 2024 by Ptereks |
    регистрация сайта в каталогах